Использование школьной формы в учебном процессе позволяет достигать в ученическом коллективе большей дисциплинированности и чувства причастности к общему делу. С другой стороны, многие сторонники свободного самовыражения детей считают, что школьная форма своим единообразием нарушает право ребенка быть индивидуальностью. {полное описание}
Впрочем, подобная критика не мешает большинству российских частных школ, лицеев и гимназий иметь свой собственный школьный фасон одежды.

В советское время ношение (на занятиях) учениками одежды единого фасона было обязательным. Позднее специальную форму отменили, мотивируя это ее «угнетающим влиянием на психику ребенка». Но главная причина отмены заключалась в том, что по причине нарушения хозяйственных связей в стране обозначился дефицит буквально на все, в том числе — и на школьную форму. Экономические проблемы распространились и на семейное благосостояние, поэтому для многих родителей покупка данного вида одежды (хотя она стоила относительно недорого) стала неудобной.

На сегодняшний день от отечественных государственных инстанций нет указаний в отношении обязательного ученического единообразия в одежде. Спрос на школьную форму создается в «индивидуальном порядке». Производителями данного вида одежды являются и швейные фабрики, занимающиеся выпуском вещей разных фасонов для разных возрастов, и специализированные предприятия, для которых школьная форма является основным видом продукции. Государственный контроль в данном случае ограничивается проверками качества используемых материалов на соответствие санитарно-гигиеническим нормам. В остальном производители вольны выпускать ученическую одежду того фасона, который они посчитают востребованным среди потребителей или который пожелает получить заказчик.

Сегодня руководители многих общеобразовательных школ и родители учащихся в них детей задумываются о единообразии в одежде в рамках отдельно взятого учебного заведения или даже одного класса. Все-таки хорошо, когда ребенок с самого детства приучается к определенному порядку в своем внешнем облике, и, кроме того, современная школьная форма — это еще красиво.

Прошли те времена, когда одежда учащихся наводила на мысли о подавлении личности. Сегодня, наоборот, наличие школьной формы в учебном заведении говорит о его престижности, которая подчеркивает индивидуальность каждого ребенка, учащегося в этом заведении. При этом индивидуальный потенциал даже самых одаренных детей (без ограничений в устремлениях) сдерживается школьной формой в выражении своей «исключительности», которая способна переходить в зазнайство и тем самым лишать ребенка полноценного общения. Все-таки коллектив формирует важное чувство товарищества, и школьная форма как раз и призвана создавать визуальные рамки для этого человеческого единства.